22:03 

О роли Мелькора в Арде

Три рубля
А три рубля, между прочим, зелёного цвета.
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним, и отчаянно ворвёмся прямо в толкинофандо-о-ом...

Где-то год назад я, дабы приобщиться к классике фэнтези, купил толстенный сборник, включавший в себя Хоббита, ВК и Сильмариллион. Сначала я около месяца читал про приключения полуросликов и всё было хорошо. А потом... Потом я прочитал Сильм за сутки и упоролся. Строил теории, рисовал родословные древа, схемы этногенеза и т.д. В числе прочих, меня очень интересовал вопрос изначальной функции Мелькора в метафизическом здании Арды. Конечно, есть вполне конкретный ответ:

И первым средь них вновь стал Мелькор - ибо и ныне, как в Музыке, он был величайшим из Айнур. Вначале старался он даже себя убедить в том, что зван оказать Детям Эру немалую помощь, велевши всему, что есть в Мире, служить им, и правя жарою и холодом, что принес он с собою.

То есть, в его ведении была температура. Но это же скучно.
На просторах сети я как-то наткнулся на обсуждение текстов на квенья. Тексты там перелагали на музыку и в тот момент тамошние старожилы раздумывали, что же означает таинственная строчка из песни Маглора, написанной каким-то израильским толкинистом:

Приходят валар в сияющих обличьях
И творят мою любимую своим волшебством.
Первой - Варда дарит звездный блеск;
Нектаром жизни наполняет Яванна.
Ульмо дарит пену моря, из которой
Ауле создает прекрасный облик.
От Нессы - резвость. От Ваны - кожа.
Приходит Мелькор и дарит ей возлюбленного.


Мнения спорщиков сейчас приводить не буду, но меня зацепило. Мне кажется, что это какой-то миф. И Мелькор действительно творит мужчину. Чтобы соблюсти дуальность.

Дальше — больше! Было в древнегреческой религии течение орфиков, которое, кстати, оказало большое влияние на христианство. Среди орфиков имели хождение многие приписываемые Орфею сочинения, в том числе и "орфические гимны". Эти гимны были посвящены богам, и вот такая строка есть в гимне, посвящённом Никте, богине ночи:

Ты — Тёмная сторона, всего половина, — уходящая в Царство Аида.

Как напоминает наш случай! Мелькор олицетворяет собой противоположность всему остальному. Он стремится не разрушить, а сделать наоборот(хотя в конечном счёте это и означает разрушить, ибо разрушение — противоположность творения). Общеизвестно, что в большей или меньшей степени часть силы Мелькора присутствует во всей материи Арды(и даже наиболее неосквернённые места в Валинор, где и ваньяр невозможно находиться, несут в себе долю мощи Врага) и что не будь этой силы, то не было бы, например, холода и зноя(а значит и смены времён года, и дождей, и много чего ещё). Но есть нюанс:

А если желают Владыки вернуться опять к зримой плоти, тогда принимают одни из них образ мужей, а другие - обличие жен, ибо несхожая стать им суждена изначально, и выбор ее - не в их власти; так и мы различаем девиц и мужей по одеждам, зная при том, что не платье - причина различия их.

Очень большое противоречие. Ведь это означает, что два противоположных пола были задуманы Эру давно, ещё во время той песни, которую он пел один при создании Айнур, до Мелькора. Есть искушение предположить ошибку переписчика, но это неспортивно.
Замечу, что дуализм Мелькора в некоторой степени взаимен, ибо не только его дела живут во всём сущем, но и "он получил долю каждого из неисчислимых даров, что доверены были собратьям". А что, если и часть силы Мелькора была роздана всем остальным Айнур? Вот как раз ради этого противоречия. Мелькор тогда ещё не пал, значит, сила та не могла служить Искажению. Это значит, что Эру намеренно создал Мелькора для введения дуальной концепции в мир и как элемент случайности противоположность себе. Мелькор не только Зло, но в частности — Зло, как противоположность Добра(Эру). И в некотором смысле он не личность, а бездумная сила, как Манвэ — ветер, как Вана — весна. Причём дуализм его не только внешний(он сам-Эру, свет-тьма, улмова вода-мелькоровы лёд и пар), но и внутренний(холод и зной, оба мелькоровы). Тут мне вспоминается индуистическое понятие пуруша/пракрити, мужского-женского в одном. Мелькор сам по себе содержит мужскую часть своего Целого, но где же(или кто же) женская? Эх, жаль, что в паре Илуватар-Мелькор оба несут мужское начало. А что думаете вы?


@темы: Толкинистика головного мозга

URL
Комментарии
2014-03-15 в 23:28 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Приходит Мелькор и дарит ей возлюбленного.

Очень просто: подразумевалось, что Мелькор создал "невзаимную любовь" - а в этой песне описывается как раз она.

По поводу мыслей Толкина о Морготе читайте "Преображенные Мифы" и Письма и не пишите ереси, которую вы тут написали. Никакого "дуализма" и "паритета" Толкин и близко не задумывал.

2014-03-15 в 23:46 

Три рубля
А три рубля, между прочим, зелёного цвета.
Читал я это всё. Мне мало.
То, что стало с Морготом в итоге(а именно этот процесс в основном описывается Толкином) — печально крайне. Но меня пока это мало интересует.

URL
2014-03-16 в 00:03 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Три рубля, там говорилось и о том, для чего был создан Мелькор. Не для дуализма.

2014-03-16 в 00:10 

Три рубля
А три рубля, между прочим, зелёного цвета.
Оно и в Айнулиндалэ говорится, для температуры. Мелькор — Повелитель жары и холода. Вот только мне хочется чего-то тоньше.

URL
2014-03-16 в 00:11 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Оно и в Айнулиндалэ говорится, для температуры

Ничего подобного. "Преображенные мифы" и Письма вы читали или нет?

2014-03-16 в 00:12 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Эру не создает зла специально, это ересь. Зло происходит из свободы воли его созданий.

2014-03-16 в 00:15 

Три рубля
А три рубля, между прочим, зелёного цвета.
Я с этим и не спорю(-: О том, что там у них случилось, отдельный пост будет.
Эру Мелькора не для зла создал, а для устроения Арды, как и прочих Айнур. Вот только способ у него свой.

URL
     

Дневник Три рубля

главная